Перейти на главную РУКОВОДСТВО "СпецЮст" Юридические услуги
    Арбитраж, Суды, Защита прав, Адвокатские, Юридические услуги   +7 (351) 211-30-61, 248-23-37 info@spetsust.ru На Главную Контакты + Обратная связь Карта сайта

Крах оспаривания в судах кадастровой стоимости земли и недвижимости? Платить непосильное налоговое бремя и разориться?

(с) Целых Александр Петрович, Управляющий  юридической фирмы «СпецЮст» г. Челябинск.
 
Крах оспаривания в судах кадастровой стоимости земли и недвижимости?  Платить непосильное налоговое бремя и разориться?   
 
С декабря 2014г. начали происходить кардинально негативные изменения судебной практики оспаривания кадастровой стоимости земли и недвижимости, которая  (кадастровая стоимость) имеет чрезвычайно важное материальное и финансовое значение для миллионов предпринимателей, организаций (а с 2015г. еще и для граждан),  являющихся собственниками или владельцами земли и недвижимости.
Прежде всего,  напомню основные аспекты данной темы:  
Зачем оспаривать кадастровую стоимость? Это необходимо тем, кто платит:
1.        налог на землю (т.е. собственники земельных участков);
2.        налог на имущество организаций (юридические лица - собственники административно-деловых зданий, торговых центров, помещений: офисных, торговых, общепита и бытового обслуживания);
3.        налог на имущество физических лиц (все граждане-владельцы недвижимости, в т.ч. квартир, домов, гаражей, и т.д.);  
4.        арендную плату за землю, находящуюся в гос. или муниципальной собственности;
5.        выкупную стоимость земельного участка, при его выкупе из гос. или муниципальной собственности
 
Как можно оспорить кадастровую стоимость:
1.                 в комиссию (при Управлении Росреестра субъекта РФ);
2.                 в Суд,   причем с 06 августа 2014 г. - не в арбитраж, а в суды общей юрисдикции! – областной суд (суд уровня субъекта РФ). 
 
Произошедшие в последние годы в регионах РФ процессы по массовой переоценки, а по сути, - многократное увеличение кадастровой стоимости земельных участков и соответствующее многократное увеличение налогового и арендного бремени (прежде всего, на бизнес и предпринимателей), -  привели к колоссальному потоку обращений юридических лиц и предпринимателей в арбитражные суды с исками об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.
В 2011 г. ВАС РФ принял Постановление Президиума № 913/11,  после чего начала формироваться эффективная, в т.ч. для стабильности экономического и инвестиционного климата, практика арбитражных судов по вопросу пересмотра кадастровой стоимости земельных участков.
С 2011 по 2014гг., более чем за 3 года рассмотрения дел данной категории  арбитражными судами (во главе с ВАС РФ) были наработаны правовые позиции и устойчивая практика, включая такие аспекты как: распределение бремени и объема доказывания,  правила рассмотрения спора (в виде искового, а не публичного производства), состав лиц, участвующих в деле, и иные критерии.
Таким образом, в данной сфере начала формироваться стабильность экономических и налоговых отношений, увеличилась защищенность прав  лиц, владеющих недвижимостью и землей, усилилась определенность и доступность права на судебную защиту, и в итоге все это стало приводить к восстановлению (развитию) экономического и инвестиционного климата  и правовой определенности  в этих вопросах:  недвижимость, земля, строительство.
Вместе с тем состоявшееся летом 2014г. изменение подведомственности данной категории споров (передача дел)  от арбитражных судов в суды общей юрисдикции может привести (и уже приводит) к тому, что практика по делам об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости может стать неоднозначной или кардинально измениться, что фактически «девальвирует» выше указанные достижения, в т.ч. арбитражных судов, во главе с ВАС РФ, и тогда судебная защита прав при оспаривании кадастровой стоимости может стать значительно- и даже на порядок сложнее, дороже и дольше по срокам,   вплоть до массовой отрицательной (отказной) судебной практики. Кроме того,  у судов общей юрисдикции, в отличие от судов арбитражных, не было практики по данным делам, особенно в части экономической составляющей этих споров,   т.е. споров по искам бизнеса: юридических лиц и предпринимателей.
И такие примеры уже имеются:
17 декабря 2014 г. Верховный суд РФ (ВС РФ) принял определение №91-АПГ14-4от 17.12.2014г., в котором содержатся правовые позиции, кардинальным образом отличающиеся от всех ранее существовавших, главным образом, выработанных арбитражными судами, т.е. предыдущие позиции арбитражных судов, основы которых были заложены в постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011 г. и которые на протяжении более 3-х лет давали стабильность и эффективность права на судебную защиту в этой части, - полностью «девальвированы»!,   что ведет к тому, что оспаривать в суде кадастровую стоимость земли и недвижимости  стало на порядок сложнее, дольше, и на порядок дороже, вплоть до массовых отрицательных (отказных) решений судов.
Последняя практика Челябинского областного суда наглядно проявляет выше указанные негативные моменты. 
В частности, вот некоторые из отрицательных моментов для заявителей (истцов):
1)                 Кардинальное увеличение нагрузки на истца в части доказывания  нарушения прав истца: теперь истец должен доказать и обосновать не только сам факт увеличения налогового бремени, вызванный увеличением кадастровой стоимости, но и такие обстоятельства как:  каким образом  увеличение кадастровой стоимости повлияло конкретно на данного истца, каково имущественное и  финансовое положение  истца, насколько увеличился земельный налог, почему это для истца стало тяжелым налоговым бременем и т.д.    Т.е. теперь,  по такой логике, факт нарушения прав истца для суда стал абсолютно оценочным и субъективным понятием,   что не может не вызывать рисков, связанных с произвольным усмотрением. Например,  если истец финансово состоятелен,  а тем более «богат», то суд вправе вообще отказать в иске о снижении кадастровой стоимости!     
2)                 отмена искового порядка и переход на иной вид процесса (публично-административное производство);
3)                 Увеличение нагрузки на истца в части количества, объема и содержания предоставляемых им доказательств, в т.ч. в части отчета оценщика  
4)                 Вместо упрощенной (нормативно-методической) экспертизы СРО на отчет оценщика – необходима усиленная (а значит и более дорогостоящая и более  длительная по времени!)   экспертиза -   стоимостная экспертиза!  
 
 
Примечание:  по логике федеральных властей, высший арбитражный суд РФ (ВАС РФ) был не просто упразднен летом 2014г., а был объединен с новым Верховным судом РФ (ВС РФ), поэтому, считаем, что позиции ВАС РФ имеют полное право «влиться» в позиции нового ВС РФ, тем более, что ВС РФ, в отличие от ВАС РФ не занимался рассмотрением подобных дел и не имеет такого опыта и практики как ВАС РФ.  
 
 
Также вызывает сомнения обоснованность порядка передачи дел по оспариванию кадастровой стоимости из подведомственности арбитражных судов в подведомственность судов общей юрисдикции, а именно: такая передача дел произведена не в суды первичного звена - районные суды, а сразу на уровень областных (и приравненных к ним) судов -  т.е. на уровень судов субъектов РФ. При этом суды субъекта РФ стали рассматривать дела об оспаривании кадастровой стоимости в качестве судов первой инстанции, а второй (апелляционной) инстанцией определен сразу Верховный Суд РФ! - один суд на всю страну!    
Такая ситуация создает сложности для полноценной реализации права на судебную защиту, в т.ч. могут появиться ограничения в части доступности права на судебную защиту как по количеству судебных инстанций, в которые можно обжаловать судебное решение, так и по доступности таких инстанций как таковых: всегда легче обжаловать судебный акт в своем  же регионе, чем ехать в Верховный суд РФ.
Кроме того, учитывая, что обращаться в суды общей юрисдикции по таким делам будут не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане, которых на порядки больше,   то загруженность областных (и приравненных к ним) судов (т.е. судов субъектов РФ) по таким делам будет колоссальной, что приведет к огромным «очередям» за право на судебную защиту по таким делам и к длительности сроков рассмотрения таких дел, т.е. к затягиванию реализации права на судебную защиту, что очевидно повлечет еще большие убытки для собственников и владельцев земли и недвижимости.   
 
 
С учетом выше изложенного можно предложить следующие действия для властей в целях недопущения ухудшения- и в целях восстановления  прав миллионов предпринимателей, организаций (а с 2015г. еще и для граждан),  являющихся собственниками или владельцами земли и недвижимости.
 
(1) На уровне судебной практики Верховного суда РФ:
1.1.  Закрепить и развить в практике (в разъяснениях,  в постановлении Пленума) нового Верховного суда РФ  правовые позиции по делам об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости и земли, которые за последние годы были последовательно и эффективно наработаны (в целях стабильности практики, оборота, и экономики в целом) Высшим арбитражным судом РФ, включая такие аспекты  указанных правовые позиций как: правила (вид, порядок) процесса, распределение бремени доказывания (состав доказательств и обязанности сторон по их предоставлению), определение состава лиц, участвующих в деле, формулирование требований, иные. 
1.2. Не допустить возложение на заявителей (истцов) по делам об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости и земли (т.е. на собственников и владельцев земли и недвижимости) дополнительной нагрузки и дополнительных обязанностей по сравнению с существующим положением (по состоянию на июль 2014г.),    в т.ч. в части бремени доказывания, несения расходов, предоставления дополнительных документов, сроков рассмотрения дела судом,  привлечения дополнительных лиц к участию в деле, и        не допустить нивелирования принципов равноправия, состязательности процесса, особенно в делах с участием органов власти.   
 
(2) На уровне федерального законодательства: 
2.1. Изменить подсудность рассматриваемых судами общей юрисдикции дел по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и земли с уровня областных (и приравненных к ним) судов (т.е. с уровня судов субъекта РФ), - на уровень районных судов (первичное, основное звено судов общей юрисдикции);  (путем внесения поправок в федеральное законодательство: ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ);
2.2. Возвратить в подведомственность арбитражных судов дела по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости и земли с участием (по заявлениям, искам) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (путем внесения поправок в федеральное законодательство: ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ и в АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс РФ).
 
 
(с) Целых Александр Петрович, Управляющий  юридической фирмы «СпецЮст» г. Челябинск.
 
 
Сайт автора: http://spetsust.ru
05.03.2015
Контакты/Реквизиты «СпецЮст»

Новости СпецЮст:

Все новости

Присоединиться к нам в соц. сетях:

сканировать QR код можно с помощью камеры телефона или иного мобильного устройства и специальной общедоступной программы
 
 
РОССИЯ, 454091, г. Челябинск, пл. Революции, д. 7а (Скиф), оф.704. Тел.: +7 (351) 211-30-61, 248-23-37, +7-952-517-85-47
E-mail: info@spetsust.ru Сайт: www.spetsust.ru или www.СпецЮст.рф Все контакты см. здесь.

Copyright © «СпецЮст» Юридическая фирма, Все права защищены. «СпецЮст» является защищенным Законом средством индивидуализации в юридической (правовой, судебной), консалтинговой, управленческой, бухгалтерской, аудиторской, оценочной, риэлтерской и иных сферах деятельности.