Интервью А. Целых ("СпецЮст") для журнала «Деловой квартал – Челябинск», «Главные законы для бизнеса», «Судебная реформа»
Журнал «Деловой квартал - Челябинск» в лице главного редактора Сергея Жеребина обратился за комментариями экспертного юриста к Управляющему юридической фирмы «СпецЮст» Александру Целых, для аналитического материала «Главные законы для бизнеса - 2014».
Было дано практически полноценное интервью. См. далее
Для публикации в журнале (№ 21 (291) от 05.11.2014) была сформирована часть ответов: «Судебная реформа огорчила юристов», а именно:
«6 августа 2014 г., несмотря на протесты юридической общественности, прекратил свою деятельность Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ). Любые споры любых субъектов переходят в ведение Верховного суда РФ, который осуществляет судебный надзор за деятельностью всех судов в РФ (как судов общей юрисдикции, включая военные суды, так и арбитражных судов, включая Суд по интеллектуальным правам).
Решение об упразднении ВАС не могут оценить позитивно ни бизнесмены, ни юристы. Прежде в арбитраже дела делились по сферам. Были судьи, которые рассматривали только антимонопольные обращения, были те, кто специализировался на спорах по недвижимости или банковским счетам. В Верховном суде подобной специализации пока нет, да и количество арбитражных судей значительно снижено.
Самое главное — в том, что бизнес чувствует себя менее защищенным. Как отмечают опрошенные нами эксперты, раньше в спорах «бизнес против государства» шансы у обеих сторон были равны, более того, в налоговых спорах ВАС РФ в 60% случаев вставал на сторону бизнеса. Теперь же все может измениться. «В системе судов общей юрисдикции всегда очевиден уклон в пользу государства. А в новой высшей судебной инстанции все будет валиться в одну кучу. В результате высшая инстанция не сможет столь же качественно и оперативно рассматривать экономические споры и формировать единообразную практику по ним. Хоть в новом Верховном суде и имеется отдельная коллегия по экономическим спорам, она все равно будет подчинена общему, единому (т.е. не имеющему экономической специализации, а значит и менее эффективному в части экономических споров) Президиуму и Пленуму Верховного суда», - опасается Александр Целых, Управляющий юридической фирмы «СпецЮст».
Полный текст публикации см. в журнале «Деловой квартал - Челябинск» № 21 (291) от 05.11.2014
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ (ОТВЕТЫ АЛЕКСАНДРА ЦЕЛЫХ, «СПЕЦЮСТ»):
Назовите законы (нормы права), которые были приняты и вступили в силу в 2014 г. и повлияли на деятельность бизнеса.
Прежде всего, это изменения в нашу «экономическую Конституцию» - Гражданский кодекс РФ, среди которых в 2014г. было, на мой взгляд, 3 наиболее существенных для бизнеса блока:
(1) Эпохальные изменения положений о юридических лицах, которые самым прямым образом повлияют на деятельность бизнеса (в частности, изменились виды и правоспособность юридических лиц, установлены универсальные правила о создании юрлица; изменения по реорганизации и ликвидации юрлиц; изменения о хозяйственных товариществах и обществах, их разделение на публичные и непубличные, положения о корпоративных договорах, усилена ответственность основного общества по обязательствам дочернего и иные изменения).
(2) Изменения положений Гражданского кодекса РФ о правах на интеллектуальную собственность и (3) Изменения положений Гражданского кодекса о залоге.
Поимо изменений ГК РФ можно отметить такие:
- введение контрактной системы в сфере госзакупок (Закон № 44-ФЗ) и развитие системы закупок по Закону №223-ФЗ, который установил принципы закупки товаров, работ, услуг определенными категориями юридических лиц,
- судебная реформа - объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Какие нормативные акты были приняты в Челябинской области/Челябинске, которые также повлияли на деятельность бизнеса. Как они повлияли? Приведите примеры.
Считаю, что среди таких актов - введение в Челябинской области процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных актов, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности, которая (процедура ОРВ) направлена на выявление и предотвращение положений, вводящих избыточные обязанности, запреты, ограничения или необоснованные расходы для бизнеса. Суть ОРВ заключается в проведении со стороны органов власти публичных консультаций с бизнес-сообществом и его общественными объединениями и учет их мнения при принятии соответствующих нормативных актов.
Теперь любой нормативный акт областного и муниципального уровня, затрагивающий вопросы предпринимательской деятельности, не может быть принят без проведения процедуры ОРВ, на которую будет предоставлено достаточное количество времени (1-2 месяца). Поэтому для бизнес-климата в Челябинской области, скорее всего, будут исключены ситуации когда, внезапно и без подготовки и обсуждения принимаются акты, резко ухудшающие положение бизнеса, как это было, например, на федеральном уровне с законами о рекламе или о налоге на недвижимость юридических лиц от кадастровой стоимости, когда Госдума РФ (у которой, кстати, как я считаю, вопреки здравому смыслу, нет обязанности проводить процедуру ОРВ), за 1-2 дня, без каких-либо обсуждений, резко ухудшила положения бизнеса в этой части, особенно малого и среднего, находящегося на упрошенной системе налогообложения.
Практический пример положительного для бизнеса Челябинской области действия процедуры ОРВ - это ситуация все с тем же налогом на недвижимость юридических лиц от кадастровой стоимости, когда после процедуры ОРВ Заксобрание области не стало вводить данный налог на территории Челябинской области и отложило его введение на 2016г., а может и на более длительный срок (в зависимости от результатов исследований); кроме того, в Челябинской области будут введены ограничения применения нового налога для объектов менее 3000 кв.м.
Какие нормы права ухудшили положение бизнеса (выросли налоги, повысили возможность прессинга со стороны госструктур)?
Мне, как юристу, в этой части «бросается в глаза», прежде всего, - судебная реформа в виде объединения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а по сути – в виде ликвидации последнего и оставлении только Верховного Суда РФ, которая может привести к своеобразному «прессингу со стороны госструктур».
Дело в том, что возможно меньше станет или вообще исчезнут либеральные и экономически обоснованные правовые позиции в правоприменении, оплотом которых более 20 лет был именно Высший Арбитражный Суд. Особенно в спорах с государством. До недавних пор государство и бизнес спорили в арбитражном суде на равных. Кроме того, стоит отметить технологию и принципы проведения судебных процессов, делопроизводство в судах, которые в арбитраже на порядок выше, чем в судах общей юрисдикции, возглавляемых сохранившимся Верховным Судом. Скорее всего, специализация по экономическим спорам в новом Верховном суде не будет на том высоком уровне, какой демонстрировал Высший арбитражный суд, ведь понятно, что уход от специализации не является фактором повышающим качество.
Теперь нижестоящие арбитражные суды после упразднения Высшего арбитражного суда могут перестать применять правовые позиции, формировавшиеся более 20 лет! при самостоятельности Высшего арбитражного суда, либо новый Верховный суд отменит или изменит эти правовые позиции, а они крайне важны для бизнеса, для инвесторов, для стабильности экономического оборота, в т.ч. в сфере налогов. В системе судов общей юрисдикции всегда очевиден уклон в пользу государства. А в новой высшей судебной инстанции всё будет валиться в одну кучу. В результате высшая инстанция не сможет столь же качественно и оперативно рассматривать экономические споры и формировать единообразную практику по ним. Хоть в новом Верховном суде и имеется отдельная коллегии по экономическим спорам, но она все равно будет подчинена общему, единому (т.е. не имеющему экономической специализации, а значит и менее эффективному в части экономических споров) Президиуму и Пленуму Верховного суда.
Какой вы можете отметить тренд в нормотворчестве? (репрессивный в отношении бизнеса или наоборот, улучшающий жизнь бизнесу)
Я бы отметил тренд в нормотворчестве, ухудшающий жизнь бизнесу. Особенно это касается сферы налогообложения и судебной системы.
Какие нормы права улучшили положение бизнеса? Как улучшили?
Указанные выше: реформа ГК РФ, особенно по юридическим лицам, системы госзакупок по 44-му и по 223-му законам, а также введение процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ), - все это, думаю, улучшит положение бизнеса.
Если говорить о малом бизнесе в Челябинской области, то это принятый Заксобранием области Закон об изменениях в патентной системе налогообложения, а именно: снижение стоимости патента сразу на 30% по целому ряду видов деятельности для самозанятых граждан (предпринимателей), т.е. для лиц, не нанимающих сотрудников, а также дифференциация стоимости патента в зависимости от крупности населенного пункта.
Объявленное импортозамещение: лучше будет от него бизнесу или хуже? Обоснуйте ваш ответ примером.
Ввиду политики импортозамещения части бизнеса будет лучше, а части – хуже. Но в целом это даст больше положительных последствий, особенно в аграрном секторе, в «оборонке», в машиностроении. Импортозамещение – хорошая идея, она может стать отправной точкой для новой индустриализации, но, как справедливо замечают многие эксперты, помехой этому может стать членство России в ВТО в условиях, когда правила ВТО произвольно игнорируются и нарушаются некоторыми крупнейшими членами ВТО. Я имею ввиду США и некоторые страны, вводящие вопреки правилам ВТО, односторонние санкции против России. Т.е. либо мы должны заняться упорно импортозамещением и новой индустриализацией, либо развивать отношения в рамках ВТО, но последний вариант не жизнеспособен для нас в условиях, когда правила ВТО с легкостью нарушают США и ряд западных стран, вводя разного рода необоснованные санкции.
(с) Александр Целых, Управляющий юридической фирмы "СпецЮст" г. Челябинск, Ноябрь 2014г.
20.11.2014